На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Уроки прошлого

2 651 подписчик

Свежие комментарии

  • igor vinogradov
    АННОТАЦИЯ ПОЛНЫЙ БРЕД!Легион (фильм)
  • ИВАН БАЛАНДИН
    Моя (под редакцией Д. Жуковской из общественно-политического журнала "Историк"). СпасибоМеценатство и бла...
  • Ирина Шевелева
    Статья интересная. Кто автор статьи?Меценатство и бла...

Благородство доброты

Благородство доброты

Спасти человека — далеко не всегда яркий и значительный подвиг. Зачастую это вовремя протянутая рука помощи, еще один шанс. Именно поэтому благотворительность в России имеет более чем тысячелетнюю историю и именно поэтому занимались ею представители самых высоких слоев общества.

Официальной датой появления благотворительности на Руси считается 988 год — год принятия христианства по летописной хронологии. Хотя и ранее, по мнению некоторых историков, древние славяне отличались от своих воинственных соседей милостивым отношением к сирым и убогим, но именно христианская идеология поставила благотворительность (в те времена — «нищелюбие») в ранг одной из основных моральных ценностей. Неслучайно исследователи благотворительности приводят древние пословицы: «В рай входят святой милостыней», «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается»... Что любопытно, историк Василий Ключевский в речи «Добрые люди Древней Руси», прочитанной в пользу пострадавших от неурожая в Поволжье в 1891-1892 годах, отмечает: «Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки, притом «оттай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы» (левой руки)».

Это с одной стороны. С другой, нищелюбие стало значимым мерилом авторитета правителя. Неслучайно в летописях отмечается повеление князя Владимира Крестителя: «Брать (с княжьего двора. — SR) кушанье, и питье, и деньги из казны», а больным и дряхлым посылал телеги, груженные мясом, рыбой, хлебом, «овощем разным», медом и квасом. Именно Владимир Святославович организовал первые больницы, богадельни и странноприимные дома для сирых и убогих, а в 996 году своим указом передал всю созданную структуру в управление церкви. При этом от содержания церквей и монастырей отделялась «десятина» для благотворительных нужд.

Во время татаро-монгольского ига церковь продолжала поддерживать неимущих сограждан. Сохранились летописные свидетельства о раздаче хлеба в голодные годы, о домах для слепых, глухонемых и хромых.

Императорской волей

Естественно, помогая нищим, государство и церковь на протяжении всей истории боролось с нищенством как явлением и профессией. Особую роль и в помощи, и в борьбе сыграл Петр I. И если победить нищенство царю-реформатору не удалось, то ему принадлежит идея формирования первой в стране светской системы благотворительных заведений — гошпиталей: этаких комплексов из больницы, богадельни и сиротского дома, содержавшихся на частные пожертвования. Первые гошпитали появились в 1715 году.

Идея поощрения частной благотворительности расцвела в эпоху Екатерины II, большой поклонницы европейского гуманизма. Некоторые исследователи называют период ее правления фактическим началом истории отечественной благотворительности. Более того, именно в екатерининском «золотом веке» карьера госслужащего стала неофициально, но необратимо связываться с его общественной активностью и благотворительной деятельностью

В 1775 году по императорскому «Учреждению для управления губерний Российской империи» в каждой губернии создаются приказы общественного призрения, в ведении которых находились богадельни и сиротские дома, заведения для умалишенных и неизлечимо больных. Стараниями Екатерины Великой появляются воспитательные дома для младенцев — подкидышей, всесословные больницы для бедных, ссудные кассы и ремесленные училища для детей из разорившихся семей. Именно Екатерина во многом заложила традицию личного участия членов императорской фамилии в общественном призрении.

Павел I в 1797 году, назначив свою супругу Марию Федоровну руководительницей всех социальных проектов, создал таким образом особое «Ведомство императрицы Марии Федоровны». Императрица, показав себя энергичным менеджером (в том числе и в деле поиска спонсоров), руководила ведомством более тридцати лет, по сути, создав отдельную структуру здравоохранения, образования и социального обеспечения. Марии Федоровне, кроме всего прочего, мы обязаны Мариинскими больницами для бедных, «вдовьими домами» для вдов военных и чиновников, первым в России Санкт-Петербургским училищем для глухонемых.

После смерти Марии Федоровны ведомством последовательно руководили императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна и Мария Федоровна. Появилось попечительство о слепых, ведомство для оказании помощи глухонемым.

Размах социальной работы поражает и теперь. В работе «Попечительство и благотворительность в дореволюционной России» Мария Максимова приводит следующие данные: «Уже к 1884 году ведомству принадлежало 595 пожертвованных капиталов на сумму более 90 млн рублей. К 1902 году в состав структуры входило более 1000 заведений: оба столичных воспитательных дома, около 200 детских приютов, 21 училище для слепых и одно для глухонемых детей, шесть заведений для взрослых слепых, женские институты и гимназии, два коммерческих училища, Александровский лицей, 36 богаделен, 40 больниц... В общей сложности все они опекали около 710 тыс. человек, где, в том числе, обучали глухонемых разговорной речи, девочек учили рукоделию и гимнастике, а в Мариинской больнице для бедных оказывали необходимую медицинскую помощь нуждающимся. Почетные опекуны и другие высшие служащие Ведомств учреждений императрицы Марии имели специальные мундиры, а особо отличившиеся награждались Мариинским знаком отличия беспорочной службы 1-й степени. Годовой бюджет ведомства достиг к 1900 году 13 млн рублей, в подчинении этого полугосударственного ведомства находилось около 800 учебных и прочих заведений».

В XIX веке августейшие социальные проекты развивались еще стремительнее. В 1802 году Александр I организует Императорское человеколюбивое общество, заботившееся о стариках, сиротах, увечных и неизлечимо больных. Уже к 1913 году оно насчитывало 274 учреждения, которые содержались в основном на частные пожертвования. Кстати, при обществе было открыто своеобразное информационное бюро, собиравшее информацию о количестве профессиональных нищих и о действительно нуждающихся и о степени их бедности.

Последние Романовы

В год присоединения России к Женевской конвенции (1867) под руководством императрицы Марии Александровны появилось Общество о попечении раненых и больных воинах — российский Красный Крест. В предреволюционные годы его возглавляла императрица Мария Федоровна, мать последнего российского императора. Великие княжны, его дочери, трудились сестрами милосердия в годы Первой мировой.

Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра последней российской императрицы, причисленная к лику святых после мученической кончины, стоит особняком среди своих августейших родственников. Вскоре после убийства террористом ее мужа, великого князя Сергея Александровича, она продала свои драгоценности (что характерно — передав в казну часть, принадлежащую династии Романовых) и приобрела на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и садом. Позднее это место стало именоваться Марфо-Мариинская обитель.

Наверное, впервые со времен древнего православия Елизавета Федоровна попыталась создать монастырь, не закрытый от мира, а активно помогающий нуждающимся. Прежде всего — за счет оказания духовно-просветительской, медицинской помощи, помощи в трудоустройстве.

Сестры обители тоже отличались от обычных инокинь: давая обет безбрачия и целомудрия, нестяжания и послушания, после определенного срока они могли выйти из обители и создать семью. В монастыре они получали хорошую медицинскую, психологическую и богословскую подготовку.

При обители действовали больница и амбулатория, аптека (где некоторые лекарства раздавались бесплатно), приют, бесплатная столовая, проводились просветительские лекции и беседы. В годы Первой мировой Елизавета Федоровна не только помогала раненым, но и старалась облегчить участь военнопленным, за что и была обвинена в пособничестве немцам.

По свидетельству современников, великая княгиня вела подвижническую жизнь, ночью помогая раненым, а днем — сестрам по хозяйству. Была убита вместе с другими членами императорской семьи в 1918-м, а сама обитель просуществовала до 1926 года.

Но, наверное, самая известная благотворительница для Петербурга — святая блаженная Ксения Петербургская. Родилась в первой половине XVIII столетия и счастливо сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым. Скорая смерть мужа настолько поразила молодую женщину, что она раздала все имущество бедным, дом подарила и стала нищей, бездомной и юродивой. По легенде, не имела даже сменной одежды, но милостыню не принимала, брала только «царя на коне» — копейку. И тут же отдавала ее такому же нищему.

Умерла в начале XIX века и была похоронена на Смоленском кладбище. Впоследствии над могилой Ксении Петербургской была возведена часовня. Многие просят ее о помощи и теперь.

Сергей Кутумов

Картина дня

наверх